НА СЕВЕР НОРВЕГИИ НА АВТОМОБИЛЕ И ПОЕЗДЕ.

На самый крайний север Норвегии нас повлекло увлечение морской рыбалкой. Точкой назначения была крохотная рыболовецкая деревня Гесвайер (Gjesvaer) на острове Магеройя (Mageroya), в 30 километрах от самой северной точки Европы - мыса Нордкап (Nordkapp). Время поездки - конец апреля-начало мая, экипаж - два человека, москвичи, автомашина Шевроле Лачетти-универсал с боксом. 
Опыт путешествий на машине у нас есть: выступая за команду России по морской рыбалке, на чемпионаты и другие турниры часто ездим по Европе на машине. Поэтому было четкое понимание: даже меняясь за рулем проехать за два дня 2600 км, треть из которых пройдет по зимним дорогам, теоретически возможно, но ни к чему. Значит, на дорогу - три дня. И все равно - напряженно.  И тут мы вспомнили о финских поездах из Хельсинки в Лапландию, на которых можно ездить вместе с машинами. Так родился этот маршрут.


Друзья! Та часть отчета, которая касается погрузки на поед в Хельсинки, устарела: теперь терминал находится на станции Пасила - это в 5 минутах езды (для поезда) от главного вокзала Хельсинки. К сожалению, мне пока не пршлось пользоваться этим терминалом, поскольку нам удобней грузиться (с машинами) на эти поезда в Тампере. Но в интернете н сайте финской железнодорожной компании VR есть схема подъезда.
Остальная информация соответствует действительности.
  
Их Хельсинки в сторону Лапландии на таком поезде можно доехать до Оулу, Реваниеми или  Колари. От Оулу удобнее ехать в сторону Тромсе (потом как-нибудь проверим этот маршрут), от Колари до Нордкапа - 600 км, от Реваниеми - 700 км. при этом в Колари поезд приходит на час раньше. Но зато до Реваниеми билеты немного дешевле... В общем, мы выбрали поезд Хельсинки-Колари. Правы мы были или нет - не знаю. Дело в том, что по дороге из Колари на Нордкап километров 200 - горного серпантина, не разгонишься. По дороге из Реваниеми на Нордкоп, говорят, серпантина меньше, соответственно средняя скорость выше.

 
Схематично план был таков: первый день Москва-мотель на границе в Торфяновке, второй - пересечение границы, перезд в Хельсинки, "затаривание" продуктами (в Норвегии все гораздо дороже), обязательное посещение двух рыболовных магазинов и в районе 17-18 часов погрузка на поезд. Ночь - в поезде, на третий день утром прибываем в город Колари в Лапландии и до места назначения нам за день остается проехать 600 км. Таким образом, дорога занимала три дня в один конец, но при этом режим движения (за исключением первого дня) был вполне спокойным.


Сразу замечу: летом от Москвы до Хельсинки, если выехать с ночи, можно доехать к поезду за один день. Тогда реально сократить это маршрут до двух дней.

Стоимость проезда на поезде в один конец (машина и купе на двоих) - 261 евро. Сравниваем с тем, как если бы мы поехали своим ходом. Расстояние, которое мы проезжаем на поезде от Хельсинки до Колари, примерно 1000 км. Это плечо на машине (маршруты почти совпадают) это нам обошлось бы примерно 2,5 бака бензина (в Лачетти нельзя лить бензин с 10% этанола, приходится заправляться 98-м) - это около 220 евро. Ночевка в Колари - около 120 евро. Плюс неизбежные кофе-брейки, перекусы и т.д. - 70-80 евро. Итого - около 400-420 евро. Получается, на поезде не только не так напряжно, но еще и выгодно.
Маршрут, разработанный планировщиком (самый быстрый)
Маршрут с перездом на поезде
Приобретение билетов на поезд не составило большого труда. Описание этой процедуры я выложу здесь чуть позже.
  • Обязательно нужно сделать распечатки электронных билетов - там есть штрих-коды как на билете на машину, который считывают при погрузке, так и на билете для пассажиров - их потом считывает контролер.
Рассказывать о проезде по Е-105 и трассе "Скандинавия" до Торфяновки нет смысла - этот маршрут многократно описан. Хочу только сказать, что по Е-105 стало больше приличных АЗС. Что касается "засад", то большая пробка (несколько километров в два ряда) в сторону Санкт-Петербурга была на границе Тверской и Новгородской области из-за практически разрушенного за зиму железнодорожного переезда - потерять тут можно до двух часов.


В Новгородской области в трех местах идет серьезная реконструкция дороги и тоже связанные с этим пробки (по пути обратно мы потеряли в них около 4-х часов) .


Там же на довольно большом участке в районе 420-450 км от Москвы дорога расширена и уложен новый асфальт. Полное впечатление, что едешь по "четырехрядке", но разметки нет никакой, а по знакам (их не всегда хорошо видно - фуры загораживают) там - три полосы с реверсом и идет массовая "охота" на выезжающих на встречку - до 4-х машин ГИБДД "стригут". Объявляют 10 тыс, но можно "уйти" за пять (говорят, что и меньше, но мне не удалось :).

На трассе "Скандинавия" ближе к Выборгу идет реконструкция двух мостов (это надолго), одна полоса, реверс, но там стоят светофоры с циклом 10 минут. В зависимости от интенсивности движения и везения можно потерять от нескольких минут до часа.


На территории Финляндии примерно половина трассы на Хельсинки - на реконструкции, везде ограничение 80 км/час, а дальше все летит 120 км/час.
На всем обычном (по навигатору) пути до Хельсинки есть только один супермаркет (километрах в 50-60 от Торфяновки), где можно запастись продуктами - GPS N60°30.317' E026°54.155'. Он на другой стороне трассы, но не поленитесь туда заехать - дальше ни по трассе, ни в самом городе по дороге к вокзалу супермаркетов не будет.

Место погрузки автомашин на платформы расположено слева от вокзала, если стоять к нему лицом. Там идет строительство и найти его не очень просто. GPS N60°10.573' E024°56.263'

Красным обозначен проезд на машине, желтым - проход пешком на вокзал
GPS N60°10.573' E024°56.263
  • Важно! Начиная с 4 июня погрузка на платформы (и посадка на поезд) происходит на станции Pasila - это первая станция от вокзала Хельсинки расположена в пяти минутах езды от него. Вот схема подъезда и погрузки (она есть на сайте http://www.vr.fi/en/index/matkakohteet/lappiin/autojunalla_lappiin.html#kun_suunnittelet_autojunamatkaa . Буду благодарен, если кто-нибудь пришлет координаты GPS. Там же происходит и посадка на поезд. С какого числа погрузка возвращается на городской вокзал, объявляют на этом же сайте  
На площадку заезжают справа (по знакам), человеку в будке подается распечатка билета, он определяет (по размеру) на какую платформу грузить машины  говорит, с какому въезду встать. Вещи, необходимые в поезде, нужно заблаговременно вынуть. имейте в виду, купе очень маленькие (как каюта на пароме, кто был поймет).
  • Прибронировании билета моджно заказать услугу (бесплатно) по погрузке машины на платформу. В этом случае приехать можно раньше, поставить машину на площадку, зарегистрироваться и отдать ключ. Машину загонят, а ключ положат в специальный ящичек на борту вагона рядом с машиной.
Не очень опытным водителям надо иметь в виду, что въезд только кажется пологим - на самом деле он довольно крут, под таким уклоном будет трудно тронуться с места с ручной коробкой передач.

Наверху ждать совсем не обязательно - можно встать на площадке перед эстакадой - здесь никто вперед не полезет :)
Когда подойдет время погрузки (оно обозначено в распечатке билета), служащий даст сигнал въезжать. Обычные легковые машины без багажников грузят на "первый этаж", остальные - на второй. Платформы состыкованы так, что по ним спокойно проезжаешь до того места, которое укажет служащий.


Остановив машину по сигналу служащего, нужно поставить ее на ручник и передачу (если коробка ручная) и закрыть. Не советую ставить на сигнализацию - от тряски, качания и толчков она может "обораться" и посадить аккумулятор. Я предпочел закрыть иммобилайзером с ключа.
  • На площадке есть любопытное предупреждение: по прибытию, при выгрузке, прежде чем завести двигатель, убедитесь, что в моторном отсеке нет снега и льда. Вероятно зимой это актуально.

Далее нужно пешком пройти в здание вокзала и ждать подачи поезда. Путь займет минут 15-20 (см. схему выше). Сумки, даже если они не тяжелые, можно не тащить на себе - на площадке обычно есть несколько тележек. Надо только приготовить монетку 1 или 2 евро, чтобы ее разблокировать. На вокзале на платформе после посадки ее можно поставить на специально отведенное место и забрать монетку.


   Погрузка машин начинается часа за два до отхода поезда и прекращается за 40 минут. Поезд на платформу уже с прицепленными платформами с машинами подают минут за 30 до отхода.


Как я понял, в этом направлении ходят старые и новые, двухэтажные, вагоны. В старых в купе есть умывальник (мы ехали как раз в таком), в новых - еще и душ. Но я до конца в этом вопросе не разобрался.


Кроме того, для платформы бывают открытые (старые) и закрытые. На обратном пути в нашем поезде были именно такие (котя спальный вагон - старый)

Минут через 15-20 после отхода в купе громко постучит контролер - ему нужно предъявить распечатку билета со штрих-кодами.
Туалетов в вагоне два: в одном, который побольше, и туда и обратно почему-то не было горячей воды, а в маленьком - была.
В поезде есть кафе со стандартными для Финляндии "набором": несколько видов сэндвичей, кондитерка, одно-два горячих блюда типа разогретой пиццы или "горячей собаки", безалкогольные напитки и разливное пиво.

По прибытию в Колари процесс обратный. Выйдя из вагона можно кого-нибудь оставить с сумками на вокзале, а водитель идет вперед по ходу поезда к эстакаде получать машину.


Можно не спешить  - платформы подадут на разгрузку минут через 20-30.


К машине идет только водитель. После того, как служащий снимет крепления с колес, можно трогаться. Имейте ввиду, что иногда они снимают крепления сначала с одной стороны всех машин, потом - с другой - смотрите в зеркала, что они делают.
В Колари, при выезде с вокзала на трассу слева будет большой супермаркет. А затем - две или три АЗС.
  • Кстати, о бензине. По трассе на территори Финляндии (до Норвегии около 200 км) будет несколько АЗС, последняя - километрах в 10 от границы. Считается, что нужно залить полный бак в Финляндии, потому что в Норвегии бензин заметно дороже. Однако, если у Вас машина с двигателем ниже Евро-4 (как моя лачетти), в нее нельзя заливать бензин 95Е10 с 10% этанола. Придется лить 98Е5 (5% этанола наши двигатели допускают), а он по цене примерно такой же, как норвежский 95-й (там нет бензина с этанолом). Так что в этом случае где заправляться большой разницы нет.

Дороги в Ланландии (как выяснилось, и в северной Норвегии тоже) "знамениты" тем, что по ним разгуливают ничего и никого не боящиеся олени. Это правда. Не успели мы отъехать от Колари и десятка километров, как пришлось напрячься.


Километров через 70-80 олени вроде-бы пропали, но постоянно встречающиеся знаки "животные на дороге" не давали расслабиться.

На 110 км от Колари справа большой, прикольно оформленный  сувенирный магазин. Пожалуй, это единственное место  на маршруте, где можно прикупить финско-лапландские сувениры.

 До границы с Норвегией дорога хорошая, практически прямая, хорошо просматриваемая

 Граница (около 200 км от Колари) обозначена плакатами, знаком снижения скорости и небольшим комплексом зданий пограничного пункта.
Пограничников и таможенников не было видно ни туда, ни обратно. Мы, естественно выбрали "зеленый коридор" и никого не заинтересовали

Километров через 30 трасса проходит через через норвежский город Каутокейно (Kautokeino). В нем - два больших супермаркета, кафе, АЗС. Далее около 140 до окраин города Альта (Alta) АЗС не будет.
  • Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.2 ‰.
  • Если уровень алкоголя в крови находится в диапазоне от 0.21 ‰ до 0.5 ‰, то штраф составит от NOK 6,000.
  • Если уровень алкоголя в крови превышает 0.5 ‰, то штраф составит от NOK 10,000, а также возможно лишение свободы (в зависимости от уровня содержания алкоголя в крови).
По Норвегии дорога очень скоро входит в горы и начинает извиваться, ныряя в ущелья и поднимаясь на перевалы. Но ширина дорожного полотна, грамотно сделанный профиль и его качество, а также отсутствие крутых подъемов и спусков не создают дискомфорта при езде.

 Дорога очень живописная. Особенно - замерзшие водопады - пресная пода имеет ярко-голубой свет(жаль на фотографиях не всегде удается его передать).
Думаю, не менее живописны они и летом.

Пройдя через горный массив, трасса "упирается" в берег моря у города Альта. На Т-образном перекрестке поворачиваем вправо в направлении города Хоннинсваг (Honningsvag). Километрах в 30 от поворота будет первая после гор АЗС.


Через 110 км "упираемся" в берег фьорда Олдерфьорд (Olderfjord) в районе одноименного населенного пункта и поворачиваем направо - в направлении Хоннинсвага и Нордкапа.

В нескольких сотнях метров от поворота - АЗС, затем слева - неплохой сувенирный магазин, кафе, мотель.

Далее примерно 70 км до 8-киломметрового  тоннеля на остров Магерройя, где и находится Нордкап - все тот же серпантин, но теперь вдоль моря. Дорога хорошая, но все равно быстро не поедешь. Особенно, если дорога мокрая. Про зиму не говорю.




Через несколько километров после тоннеля (проезд через тоннель платный) но в этом году плату должны отменить) дорога повернет в горы и вскоре справа покажется город Хоннинсваг. Дорога проходит по его окраине и уходит в горы, на перевал. Если дальнейший путь лежит, как у нас, в Гесвайер или на Нордкап, то нужно учесть, то дальше АЗС не будет, и заправиться на окраине Хоннинсвага на АЗС Шелл (ее видно с дороги).

Дорога на сам Нордкап и на Гейвайер уходит влево, в горы, на перевал.


Гесвайер - небольшая рыбацкая деревня, в которой проживает около 150 человек и все так или иначе связано с рыбным промыслом: там находится рыбзавод а в бухте швартуются рыболовецкие траулеры.


Нордкап - самая северная точка Европы - летом становится местом поломничества туристов: в Хоннинсваг в сезон заходит до 100 круизных лайнеров и туристов на автобусах везут на знаменитый мыс.


 Поэтому в Хоннинсваге есть неплохой сувенирный магазин, довольно большой супермаркет и местная достопримечательность - IceBar, построенный из льда.

Отдельно хочу сказать о времени года и погоде. Наша поездка состоялась в начале мая. Это время очень нейстойчивой погоды, штормов.



В горах в мае еще лежит снег, а дождь превращается в серьезные снежные заряды. В эти моменты дорогу заметает так, что орентироваться можно только по вешкам, и те иногда едва видно. Теряется ориентация, нет горизонта, вокруг все ровно белоое, глазу не за что зацепиться.


Но самое опасное - это подъемы и спуски с перевалов. Дороги чистят непрерывно, но не всегда успевают. К маю в Финляндии шипы уже запрещены, а здесь они бы очень пригодились (обычная зимняя резина, на которой через Финляндию можно проехать, в этой ситуации (накат на подъеме 7-9 градусов, да еще с серпантином), на мой взгляд, не лучше летней. Думаю, помогли бы цепи, поэтому считаю, что в северной Норвегии до середины мая они должны быть в машине. У меня их не было и в такой ситуации нас спас водитель огромной снегоуборочной машины, остановившийся на подъеме и втащивший нашу машину на буксире на вершину перевала, откуда мы уже по-тихоньку стали спускаться вниз, к Гесвайеру. Поэтому хороший трос в машине тоже должен быть.
  • Цепи противоскольжения необходимы, если существует вероятность, что придётся ездить по заснеженным или обледенелым дорогам. На границе очень часто проводятся проверки.

Мало того, зимой и весной, при сильных снегопадах перевалы могут вообще на какое-то время закрывать для расчистки. Поэтому надо следить за прогнозом погоды (довольно достоверный 2-3-дневный прогноз можно посмотреть здесь http://www.yr.no), особенно если планируется поездка к самолету или поезду.

Обратный путь "по накатанному" не составляет особого труда, если только не меняется маршрут. Конечная точка для навигатора - железнодорожный вокзал в Колари (GPS N67º20.979'  E023º50.140)

Удачных поездок!


Примечание: с 2012 года все поезда в Лапландию с платформами для перевозки машин отправляются не из Хельстинки, а из Пасилы (станция вблизи центрального вокзала) где построен специальный терминал для погрузки и выгрузки машин. Там же происходит и посадка на поезд пассажиров. Пока с него мы не разу не отправлялись, но как только это произойдет, я напишу отдельно как к нему подъезжать, загружаться и т.д.